Начальник Генерального штаба и главнокомандующий Вооруженными силами
Украины Владимир Замана официально объявил, что Украина начинает
создавать свою армию на профессиональной основе.
Однако стоит разобраться, что изменится с переходом армии на
«контракт». Получим мы в итоге мощное боеспособное войско для защиты
государства или малопрофессиональную невооруженную «дружину», скажем,
для парадов на Крещатике?
Профессия «Служу Отечеству!»
Поэтапный процесс перехода к профессиональной армии в Украине должен завершиться к 2017 году.
За это время Минобороны планирует завербовать и обучить необходимое
количество служащих по контракту, обеспечить их всеми условиями для
прохождения службы, а саму армию – соответствующей
материально-технической базой.
Вопрос о таком переходе украинские законодатели поднимали давно. Не
будем спорить о своевременности данного решения – в конце концов,
современные условия – как политические, так и экономические – требуют
безусловных корректировок практически во всех областях жизни страны. И
вооруженных сил это, естественно, должно было коснуться рано или поздно.
Тем более, что переход армии на профессиональную основу является мировой тенденцией.
Сегодня много говорится о проблемах и перспективах контрактной армии и о том, какие трудности придется преодолеть для того, чтобы реформирование украинских вооруженных сил прошло успешно.
Однако «профессионализм», «контракт» и «реформа» – три разных понятия.
Сможет ли наша армия остаться боеспособной, будучи сведенной к этим
трем знаменателям?
«Прежде всего, профессионализм армии не зависит от принципа ее комплектования.
К примеру, Силы обороны Израиля – это армия, которая не является
контрактной, но считается одной из наиболее профессиональных в мире, – ответил
на этот вопрос ведущий эксперт военных программ Украинского центра
экономических и политических исследований им. Разумкова Алексей Мельник автору Inpress.ua. – Нужно различать контрактную армию и профессиональную. Быть контрактником – еще не значит стать профессионалом в своем деле».
Итак, что из главных составляющих профессионализма ВС (кадры плюс материально-техническое обеспечение войск) мы имеем на данный момент?
Кадры
Согласно данным Минобороны, в нашей армии сегодня занято 184 тыс. человек, включая 35 тыс. офицерского состава и 45 тыс. гражданских служащих. Это около 0,4% от общего количества населения страны. По численности действующих войск Украина занимает 27-е место в мире.
Профессиональная подготовка военнослужащих так или иначе
подразумевает наличие высококвалифицированных кадров, способных ее
обеспечить. Их сегодня в нашей армии крайне мало. Причины – в сокращениях, одном из самых низких в мире уровне заработных плат и жилищной проблеме.
Как видим, вряд ли можно говорить о конкурентоспособности зарплаты
контрактника первого года службы. То же касается и обеспечения любого
военнослужащего государственным социальным пакетом.
Нормативно-законодательная база в отношении соцобеспечения,
как признался в комментарии Inpress.ua заместитель руководителя
общественного движения офицеров «Офицерский корпус», майор запаса Александр Таран, довольно неплоха. «Но если бы она выполнялась!
Тогда у нас была бы одна из самых социально защищенных армий в мире.
Все это касается как льгот для военнослужащих, так и жилья – ведь еще не
обеспечены им десятки тысяч ожидающих в очереди офицеров, тех, кому
государство уже давно обязано его предоставить. А строится оно, к
сожалению, в мизерных количествах. Основной болезнью украинской армии
сегодня является хроническое недофинансирование», – объяснил эксперт.
Его слова подтверждают данные Всеукраинского союза бесквартирных офицеров: очередь на получение жилья состоит из 45 тысяч
офицеров вооруженных сил (20 тыс. из них – из числа уволенных в запас и
отставку, включая очередников времен СССР). На решение жилищного
вопроса необходимо 15 млрд грн.
При этом нынешнее число вакансий для контрактников в Минобороны – 20 тысяч.
Это рабочие места для рядовых, сержантов и старшин. Причем перечень
вакансий постоянно растет. Выходит, теперь придется решать как задачу
сохранения в армии существующих инструкторов, так и привлечения в ряды
ВС опытных профессионалов. И это также вопрос достойной оплаты труда.
Ведь предполагается, что служба «за деньги» должна стать стимулом для
повышения профессионализма в деле защиты Отечества. Поэтому, вне
зависимости от воинского звания, благосостояние военнослужащего теперь будет зависеть его умений и знаний. Бытовые «плюсы», льготы и предоставление жилья должны стать дополнительным мотивом к переходу «на контракт».
Финансы
Согласно информации Минобороны, в текущем году показатель финансирования ВС остается на уровне прошлого года, а именно – в пределах 15 млрд грн.
Из них на содержание ВСУ ушло более 12 млрд грн, на подготовку кадров
– 843 млн грн и на развитие вооружения и военной техники – 1,8 млрд
грн.
И это «капля в море» средств, необходимых для армии. И уж тем более –
в общемировой доле военных расходов, составляющих $1,753 трлн (2,5% от
мирового ВВП).
Вооружение
Несомненно, боеспособной армию делают техника и высокий уровень
владения ею в современных условиях. Что касается боевого оснащения ВСУ,
то общее его количество, наверное, может кого-то впечатлить.
Но количество – не качество. Ведь известно, насколько наше вооружение
устарело и нуждается в радикальном обновлении и совершенствовании,
потому как большая часть техники осталась еще с советских времен.
Выполняя поставленные государством миротворческие задачи, а также
участвуя в разрешении международных конфликтов, обходиться тем, что
есть, профессиональная армия уже не сможет. Поэтому возникает вопрос о
переоснащении ВСУ. Да и тратить средства на обучение солдата владению
устаревшим оружием и техникой – перспектива скорого переучивания.
Планы Бонапарта?
Согласно реформе, до конца 2017 года общая численность личного состава ВСУ будет сокращена до 122 тысяч человек.
Зарплату военным контрактникам в украинской армии с 2014 года планируется удвоить. Плюс – форма, койка в общежитии, соцпакет.
Кроме того, обещают премировать отличников боевой подготовки. Сумма
поощрения составит от 75 до 100% оклада. Критериями отбора по балльной
системе будут боевая, физическая и гуманитарная подготовка.
В самом деле, такие условия могут стать стимулом для молодого человека избрать для себя военную профессию в качестве первой. Но без государственных гарантий заявленные вакансии могут остаться открытыми.
26 сентября сего года в брюссельской штаб-квартире НАТО нашу военную реформу обсуждала Совместная рабочая группа Украина — НАТО.
Эта же тема была главным вопросом на встрече первого замначальника
Генштаба ВСУ, адмирала Игоря Кабаненко с директором Агентства НАТО по
стандартизации Шихангиром Акситом. Оговоренные планы можно назвать
«наполеоновскими».
«Что касается размеров финансирования непосредственно профессионализации армии, то в ближайшие четыре года ей потребуется потратить более 35 млрд грн в рамках суммы, предусмотренной на содержание войск, – 90 млрд грн», – сообщил автору Inpress.ua по этому вопросу министр обороны Украины Павел Лебедев.
Озвученные цифры получены, что называется, из первых рук. Однако это то, что нужно армии, а не то, что у нее есть. К сожалению.
«Шаг вперед, два шага назад»
Возможно, за счет того, что число военнослужащих сократится, государство найдет дополнительное финансирование и решит массу бытовых проблем ВСУ.
Кроме того, по словам министра, началась комплексная проверка среди
претендентов на получение жилья на предмет наличия фиктивных
очередников. Десять тысяч койко-мест под жилье контрактникам будет
обеспечено за счет переоборудования казарм. Дополнительный источник
финансирования – это продажа излишнего имущества и отчуждение земельных
участков, которые освобождаются в процессе реформирования ВСУ.
«Мы планируем получить от 6 до 9 млрд грн от продажи недвижимого имущества.
Ведь Минобороны принадлежит 429 военных городков, расположенных на
земельных участках общей площадью более 35,9 тыс. га, которые сегодня
полностью освобождены, – перечислил возможности МОУ Павел Лебедев.
– Устаревшее вооружение, военная техника (более 30 тыс. единиц) и
другое избыточное имущество (92 тыс. наименований) также подлежат
реализации».
Процесс повышения выплат военнослужащим уже начат, и здесь нужно
отдать должное правительству страны. В некоторых регионах Украины,
особенно там, где сегодня нет работы (к примеру, в Закарпатье или в той
же Луганской области), такие условия действительно могут показаться
привлекательными.
Но, по мнению Алексея Мельника, вопрос заключается
не только в том, создадутся ли в стране обещанные и достаточно выгодные
(на сегодня) условия для контрактников. «Есть еще один, так сказать, подводный камень. Ведь тех, кто завершил свой трехлетний срок, нужно будет еще суметь удержать на службе после окончания контракта, – пояснил эксперт автору Inpress.ua. – Как
только экономика страны начнет восстанавливаться, привлекут ли людей
условия ВС остаться в войсках? Ведь, после трех лет службы молодой
человек уже начнет задумываться, сможет ли он содержать семью на эти
деньги, да и общежитие хорошо только на первых порах…»
Та же ситуация с обеспечением материально-технической базы. Согласно данным Центра им. Разумкова, Украинский ВПК может обеспечить только около 8% той номенклатуры, которая необходима боеспособным ВСУ. Остальное нам придется покупать. Или надеяться на чью-то помощь.
Что касается достижений Украины в области изготовления
противоракетных комплексов и производства самолетов (в частности АН-70),
то, по мнению экспертов, здесь ситуация мало изменится. Некоторые
моменты технической модернизации в авиации и ПВО присутствуют, но о
масштабном перевооружении, которого требует современная армия, говорить
пока рано.
Руководство ВСУ рассчитывает, в частности, на «Каштан-3м» – мобильный автоматизированный комплекс
оптико-электронного противодействия высокоточному оружию, созданный
Госпредприятием «Укроборонсервис» и Научно-исследовательским институтом
«Квант». Подобная техника действительно отвечает всем требованиям
времени, ведь этот комплекс способен защищать особо важные объекты и
противостоять самому современному оружию – от авиационных ракет до танковых пушек, оснащенных лазерными целеуказателями.
Однако, учитывая уровень госзаказов, как отмечают аналитики, наши
разработки в наши же вооруженные силы не попадают из-за плохого
финансирования. Что уже говорить о закупках какой-то техники за рубежом.
«Да, Украина идет по пути европейских государств, планируя переход на контрактную службу, – разъясняет Сергей Згурец, руководитель исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоружения, комментируя данный вопрос для Inpress.ua. – Однако для этого нет финансовых предпосылок. А значит, все, что происходит вокруг реформы в армии, может превратиться в политические игры».
Спорить с данным предположением сложно. Можно лишь добавить, что
определенную материальную помощь в реформе украинской армии оказывает
НАТО: в частности, финансирует ряд программ по социальной адаптации
сокращенных военнослужащих. Но ведь понятно, что за все придется
платить. Рано или поздно.
«Навоеванный» опыт
Но вернемся к вопросу соотношения понятий профессионализма и
контрактной основы армии, в частности, к опыту Израиля. Все без малого
70 лет своего существования эта страна находится в состоянии
перманентной войны и считается своеобразным мировым полигоном, на
котором апробируются новейшие стратегические идеи и технологии.
Ударная мощь ЦАХАЛа не уступает, а по ряду
показателей превосходит суммарную военную мощь европейских стран НАТО;
мобилизационные ресурсы Израиля выше, чем у Германии; израильская
военная промышленность – один из крупнейших в мире производителей и
экспортеров высокотехнологичных вооружений. В ходе многочисленных,
разных по масштабу вооруженных конфликтов, армия страны приобрела
богатейший опыт. При этом она прошла несколько этапов реформирования, но
и по сей день остается «неконтрактной».
Интересно также сопоставить опыт контрактных армий других стран, где он составляет десятки лет. Там совершенно иначе подходят к вопросу финансирования – в частности, к соотношению распределения выделяемых бюджетных средств на ВС.
Возможно, и соотношение расходов на наши вооруженные силы, и
эффективность их использования, и необходимое для реформы количество
средств будут и в самом деле изменены. Многое станет ясно после утверждения госбюджета к концу этого года.
Задача – защищать!
Так как сегодня Украина имеет внеблоковый статус, соответственно,
круг целей и задач небольшой по численности, но укомплектованной
профессионалами армии будет не таким широким, как, скажем, в ВС того же
Израиля. Основными задачами украинских ВС сегодня являются охрана границы, организация адекватного ответа на приграничные конфликты и поддержание порядка в стране в случае диверсий или массовых беспорядков. Плюс – политически оправданное участие в международных миротворческих миссиях, что мы с успехом и делаем.
Но готово ли сегодня наше государство к такой масштабной акции, как
создание профессиональной армии? И что станет с военной стратегией
страны, если механизм реформы будет запущен, но не обеспечен (в первую
очередь, финансово)? Смогут ли ВСУ и дальше выполнять названные задачи?
Призыв «срочников», закончившийся 31 октября, возможно, и в самом деле станет для Украины последним призывом в армию 10 800 непрофессионалов.
Это, безусловно, для Украины событие историческое. Что будет дальше,
покажет время. Хотя в Указе пезидента не сказано об окончательной отмене
призыва в армию – он отменяет только очередной призыв.
К тому же законодательная норма общевойскового призыва никуда не
делась, а по данным Центра им. Разумкова, и в следующем году планируется
призвать около 5 тыс. человек во внутренние войска, и еще около 1 тыс.
– в Госспецслужбу транспорта. То есть от «срочников» пока отказываются
только вооруженные силы.
Если завтра война
Подытоживая анализ трудностей, которые стоят перед армией и
государством в отношении реформы ВСУ, поневоле хочется вспомнить
известное высказывание императора Франции, полководца Наполеона
Бонапарта, который, кстати, сумел заложить основы современной
французской государственности: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».
Да, сегодня такое заявление для Украины неактуально. Но ведь никто не
знает, что может произойти завтра. Ибо как мы ни стараемся оказаться в
стороне от мировых конфликтов, вероятность того, что рано или поздно
можем стать участником одного из них, существует. Тогда от
профессионализма наших военных будет зависеть обороноспособность как
самой армии, так и страны в целом.
Ольга Кущий, Андрей Киселев, Inpress.ua
Источник: http://cripo.com.ua/?sect_id=1&aid=165588 |